Португальская гитара – инструмент с душевными струнами

Португальская гитара – инструмент с душевными струнами

Первое знакомство с португальской гитарой (порт. «guitarra portuguesa») нужно начинать с прослушивания творчества известного португальского гитариста Карлуша Паредеша.

Рецепт изготовления гитары уходит своими корнями в далекой прошлое и непроизвольно теряется во времени. Современные мастера, имеющие на руках наследие предков, никому не раскрывают секрет особой сборки португальской гитары. Только благодаря такой преемственности поколений уникальное звучание – саудаде, никогда не исчезнет и будет литься из-под пальцев виртуозов, исполняющих фаду.

Исследователь загадочного мира народного фольклора Эрнешту Вейга де Оливейра досконально изучил происхождение португальской гитары и дал понятное определение ее внешнему образу – струнный инструмент с грушевидным корпусом, суженному к плоскому грифу. Первые экземпляры гитары имели десяток струн, из которых 4 были сдвоенные и 2 одинарные. Гитары настоящего времени имеют все струны в сдвоенном виде, хотя иногда встречается три струны строенные.

Первое упоминание о португальской гитаре появилось во временном промежутке 1789-1796 годов, когда в Порту Антониу вышло издание «Estudo da Guitarra». Новый инструмент гордо прошел мимо альта, который вскоре ощутил себя инструментом прошлого.

Производители струнного инструментала начали расширяться – переехали из своих лавочек в более просторные магазины в Порту, Лиссабоне, Коимбре. Со временем потребительский спрос начал уходить в сторону инструментов, которые больше всего подходили существующему музыкальному направлению. Рукотворные творения мастеров отличались индивидуальностью, у каждого из них была своя португальская гитара – внешний вид, уникальное звучание и стоимость делали ее особенной.

Португальская гитара – инструмент с душевными струнами

С течением времени окружающая действительность неумолимо менялась, лишь секреты инструментальных мастеров оставались в неизменном состоянии. Для создания модели португальской гитары оставалось только подобрать древесину, правильно ее применить, подобрать уникальную комбинацию деталей, которые будут выглядеть эстетично и позволят звуку достичь совершенства.

В момент появления грушеобразной гитары в Португалии, ее связывали лишь с музыкой классического жанра, но в середине XVIII века известная личность – Мария Севера, начала сольное исполнение в жанре «фаду», который прекрасно передавал переливчатыми протяжными звуками грусть, навеянную романтическими переживаниями о графе Вимиозе – ее выступления на улочке Капеллао пользовались огромным успехом у местного населения. Поэтому вскоре португальская гитара и завораживающее волшебство уличного романса стали звучать в унисон.

В Португалии существует легенда, рассказывающая о появлении «фаду». В стародавние времена моряки, возвращающиеся на родную землю из давних странствий, привозили с собой напевы тех мест, которые по ходу морского путешествия пришлось посетить. Скорее всего, одним из музыкальных мотивов стал «лундум», привезенный из Бразилии. Но ритмичным, позитивным мотивам «лундума» понадобилось некоторое время для того чтобы появился новый, томный и такой меланхоличный «фаду».

Португальская гитара – инструмент с душевными струнами

Необычное исполнение фадистов, облаченных в полотняные пиджаки и шляпы с широкими полями, обрамленными черными лентами, пользовалось большим вниманием со стороны публики. Ведь своими мелодиями они выражали настроения народных масс Португалии, которые устали от государственного гнета и мечтали о наступлении лучших времен.

Поэтому можно предположить, что если португальская гитара сохранила свое первозданное звучание в течение 320 лет, то вряд ли она исчезнет из поля зрения музыкантов. Ведь эта гитара стала для многих людей главным народным инструментом, который очень тонко передает душевные переживания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *