«Малыш» Stratocaster появился с помощью золотых рук Leo Fendera, инженера Freddie Taveresa и музыканта Bill Carsona в 1950 году в Фуллертоне, также участвовали в производстве Donald Randall, Rex Galleon и George Fullerton. Дату разработки авторы примерно озвучивают, как весну 1953 года. Изначально Leo Fender задумывал эту модель для увеличения продаж. Он всегда с большим вниманием относился к пожеланиям и предложениям музыкантов в отношении создания музыкальных продуктов, так как сам не был музыкантом с хорошим слухом. Исходя из фактов, умеренное производство на «Fender Electric Instrument Company» началось в марте 1954 года, но на складах уже были запасы корпусов и грифов.
«Fender» решили удивить дилеров на выставке NAMM. Сначала «Stratocaster» выпускали в санберстовой отделке увековеченной на обложке журнала, но в угоду шоу-бизнесу и автомобильному буму, добавили пару оттенков – Hank Penny выбрал малиновый цвет, Eldon Shamblin – золото, Bill Carson – красную «Cimarron Red». Любой «цветной» каприз можно было осуществить краской Dupont всего за 5 % от стоимости гитары.
Мир менялся, жизнь набирала ход, а «Stratocaster» начал сдавать позиции. Хотя летом 1960 года хит «Apache» от «Shadows» помог «Fender» удержаться на плаву, но уже появились слухи о возможном прекращении производства модели.
5 января 1965 года компании «Fender Instruments» и «Fender Sales» из-за тяжелой болезни Leo Fendera были проданы за 13 млн. $ холдингу «Columbia Broadcasting Systems», сумевшему таким образом сэкономить на налогах.
«CBS» сначала видоизменял гитары и косметически отшлифовал, приобрел новые площади и оборудование. Но бюрократическая волокита мешала производству, компетентный штат редел, сам Leo Fender выступающий консультантом, хотел все бросить и уйти. Ведь не смотря на проблемы главная цель «CBS» – увеличение производства, приобретение патентов и больших дивидендов.
Помогли возродиться из пепла «Stratocaster», используя его в творчестве Джимми Хендрикс, Дэвид Гилмор, Джордж Харрисон, Эрик Клэптон, Ричи Блэкмор, Ричард Томпсон, Боб Дилан и другие.
В 1970 году Leo придумал очередное облегчение для музыкантов в виде «Tilt Neck», что привело утяжелению в виде ясеневого корпуса. Вскоре качество моделей пострадало из-за недостаточного контроля со стороны занятого персонала, изготавливающего по 580 гитар в день.
Следующую инновацию Fendera – «Thick-Skin» в виде 10-15 полимерной лаковой прослойки запретила экологическая компания. Но новая покраска на водяной основе буквально сразу отваливалась. Так что Fender вернулась к полимерам, потерпев внушительные убытки на экспериментах.
В компании создавались самые разные модели:
- в честь 25-летнего юбилей «Stratocaster» – «The Anniversary Stratocaster» с обязательным сертификатом ценности выпущено 10,000 экз.;
- тюнинговая «The Strat» за 995 $;
- неудачная «Hendrix Model» всего 25 моделей.
Хотя прибыль CBS была большой в 12,7 млн. $, но их доля на рынке все равно падала.
В период 1981-85 года компания нуждалась в модернизации и капиталовложениях. Но к выставке NAMM скрепя закромами выпустила:
- коллекционную «Gold Stratocaster» (Gold-Gold Stratocaster) в золотом цвете и с 100-микронной позолотой фурнитуры (из-за которой по слухам терпели убытки);
- «Walnut Strat» (Super Strat).
В 1981 году Dan Smit составил маргетинговый план стоимостью 2 млн. $ – классика гитарного ряда должна стать доступной, но современной. Производство резко сократили и первыми вышли «Vintage Reissues» и обновленный, но ограниченный STANDARD Stratocaster из 13 расцветок. Следом за ними появились:
- «Elite Stratocaster» в 15 оттенках;
- «Gold Elite Stratocaster»;
- «Walnut Elite Stratocaster»;
- «Standard Stratocaster II» в 4 цветах без заказных вариаций. Но в 1984 появились мраморные модели в золотом, красном, синем цвете около 225 экз.
11 марта 1982 года создана компания «Fender Japan Co Ltd» из союза «CBS/Fender», «Kanda Shokai Corp.» и дистрибьюторов «Yamand Music Co Ltd», все права экспорта остались у «CBS/Fender».
В Токио 7 мая 1982 года в отеле “Grand Palace- Vintage Reissue» представлены японские варианты «Vintage Reissue». Гитары с логотипом «Fender» и словами “Made In Japan” продавались в Японии – около 2000 экз. в месяц, а экспорт в США – 1500 экз.
12 марта 1985 года «Fender Musical Instruments» снова продана, в числе инвесторов были топ-менеджеры «Fender», банк «FootHill Savings & Loans», компания «Mesirow» и предположительно музыкант Tommy Tedesco.
После сделки все надежды «FMI» возлагались на «Fender Japan». Но вскоре в городе Корона началось ограниченное производство – 5 гитар в день.
Первыми с конвейера вышли ’57 «Stratocaster» s.n. V000001 (сейчас в коллекции Billa Schultza) и ’62 «Stratocaster» s.n. V000002 – у Hanka Marvina.
Зимой 1986 года на NAMM появилась модель «Vintage Plus», но она вскоре оказалась «в столе».
Рыночные запросы изменились, и компания создала модель «American Standard», которая вскоре стала одной из самых востребованных моделей.
В 1987 году в Короне открыли под началом Michael Stevens и John Page «мастерскую Custom Shop» для изготовления уникальных гитар.
С 1987-93 год мастера сотворили:
- около 1000 моделей с золотой фурнитурой – «Blonde» ’57 и ’62 (другое название «Mary Kaye» в честь актрисы с обложки каталога «Fender»);
- 500 моделей с номером от 001 до 500 «Tri-Gold» в «золоте», с золотой накладкой и фурнитурой, которая в 50-х гг. была создана для Homer Haynes;
- 500 юбилейных 35TH ANNIVERSARY STRATOCASTER;
- дилеровский спец-заказ «Carson Stratocaster» («Texas Spesial»);
- 109 памятных алюминиевых «Stratocaster Harley Davidson 90TH Anniversary».
На сегодняшний день модели Stratocaster стоят целое состояние, например, в музее Пола Алена находится гитара Джимми Хендрикса, оцененная в 2 млн. $.