«Gretsch»» (Гретч) — американская фирма-производитель электрогитар была основана Фридрихом Гретчем, эмигрировавшим с родными из города Мангейма, Центральной Германии.
Но успех не сразу нашел своего героя, ведь когда Фридрих впервые ступил на американскую землю в 1872 году, ему было всего 16 лет. Но мечта – стать самостоятельным и успешным человеком, вела его вперед, поэтому, не полагаясь на поддержку дяди Вильяма, имевшего успешное винное производство, устроился на работу в «Albert Houdlett & Son».
В 1883 году возмужавший Фредерик, изменивший звучание своего имени на английский манер, открыл собственную компанию «Fred Gretsch Manufacturing Company» на улице Миддлтон в Бруклине. Вскоре она начала выпускать ударники, тамбурины, банджо, игрушечные инструменты. Компания выступала, как оптовый дистрибьютер.
Отец большого семейства (у него было 7 детей) Фредерик хотел сделать бизнес преемственным, начал вводить в курс дела старшего сына Фреда. Но не успел воплотить мечту, так как весной 1895 года скоропостижно скончался в возрасте 39 лет.
На семейном совете было решено – Фред уходит из колледжа «Wright’s Business» и становится у руля компании, располагающейся в бывшей конюшне на South 4th Street. Итогом юношеского энтузиазма стало расширение линейки продукции, обновление клиентуры, организация импортирования в Европу. Немалый вклад в производство внесли братья Фреда – Луис и Уолтер, проработавшие в компании приличный промежуток времени. Но в будущем каждый из них ушел в свой бизнес.
В 1916 году компания «Fred Gretsch Mfg Co» смогла позволить себе переехать в шикарное 10-этажное здание на Бродвее.
Ближе к 1930-м годам основное место на производственных линиях занимали модели гитар, рекламные буклеты компании предлагали большой ассортимент продукции на любой вкус музыканта.
Но вступление Америки в войну в 1942 году полностью изменило ситуацию в стране, что не могло не отразиться на выпуске различной продукции.
Руководство в лице Уильяма Уолтера (Билла) третьего сына отца-основателя «Gretsch» на время отложило в сторону эксперименты и вплоть до 1948 году занимались исключительно выгодными заказами, так как не могло привести производство к банкротству. В основном, это были правительственные заявки, направленные на всеобщее вооружение.
После смерти Билла бразды правления принял Фред младший и Чарли Крамер (Чикагский филиал), которые совместными усилиями были готовы встретить эпоху 50-60-х годов. В штате появились новые профессионалы – Фил Грант занимался созданием ударных, а креативщик Джимми Уэбстер клавишными и гитарами.
Вскоре Гарри де Армонд познакомил мир с интересной игрой в стиле «Touch System», который с исполнительской точки зрения Уэбстера сравним с одновременным «поглаживанием по голове и по животу».
В 1951 году руководство «Gretsch» провело дружественную беседу с «Fender», которые в итоге исправили имя своего творения «Broadcaster» на «Telecaster».
В 1953-57 годах вслед за рискованными «Fender» и «Gibson» Фред решился все-таки выпустить свою солидбоди «Duo Jet», а также модели «Corvette», «Streamliner», «Country Club», «Silver Jet», «Round Up», прототип именной гитары с кантри-дизайном «Chet Atkins Hollow Body», бридж «Syncro-Sonic», опередивший «Tune-O-Matic» конкурентов на год, крылатую «White Falcon», полнотелую «White Pengui» (ограниченный выпуск «Белого пингвина» так и не стал пользоваться популярностью, поэтому эту гитару трудно найти. Одна из них была продана в 1992 году за 70 000$).
Мнеогие рок-н-рольщики, кантри-исполнители открыли для себя звучание Гретч. Среди них были весьма известные имена – это эндорсер Чет Аткинс, Эдди Кохран, Элвис Пресли. В это время будущие звезды из Ливерпуля – «The Beatles» только собирались заявить о своем присутствии, но через некоторое время Джордж Хариссон уже поражал почитателей игрой на модели «Gretsch Duo Jet» (случайно он сумел купить поддержанную гитару в Англии у матроса).
Вскоре руководство Гретч решило использовать в качестве дополнительного эндорсера коллектив «Monkees». Результатом этого сомнительного сотрудничества стало появление подписной модели с логотипом команды, гитара была хорошая, но почитатели не хотели иметь ничего общего с «обезьяньей командой».
В 1967 году Фред шокировал свою команду и продал компанию. Но, к сожалению, новое руководство было заинтересовано лишь повышением статьи расходов, поэтому качественная сторона производства волновала их меньше всего. Гитары этого времени, не шли ни в какое сравнение с настоящими работами мастера Фреда.
Хотя «Baldwin» все-таки расширил линейку продукции:
«родные сестры» – непримечательная модель «Deluxe Chet», с инкрустированной полосой и лиственным орнаментом грифа «Super Chet»;
необычная мощнобустовая солидбоди «Gretsch Rock II»;
солидбоди «Broadkaster» и полуакустика;
с затейливыми ассиметричными формами «TK 300» и «Committee»;
разноформатные «Beast» («Звери»).
Осенью 1983 года компания «Baldwin United» окончательно обанкротилась. В 1989 потомки старшего Фреда вернули права на семейный бизнес. Головой гитарного локомотива, стал музыкант Брайана Зетцер, он сумел потянуть состав компании вперед.
Возрождение «Gretsch» не прошло незамеченным среди мировых исполнителей, которые дополнили свои коллекции моделями данного производителя – это были Билли Гиббонс, Боно, Пер Гессле, Мартин Гор, Джеймс Хетфлид и другие.
В XXI век компания встретила вместе с корпорацией «Fender», так как теперь входила в его состав.