Guitar RIG от Native Instruments — многофункциональная виртуальная студия


Встречаем по одёжке

Программа была разработана не только в виде отдельной программы, но также в виде VST и DX плагинов. Хотя на сегодняшний день выпускать продукт в виде отдельной программы уже неактуально. Я использую его в Cubase SX3. И, надо сказать, он себя оправдывает на 100%. Запись происходит без проблем, как и работа в реальном времени, но об этом чуть позже.
Установив его и запустив, мы видим основное окно (рис. 1).

Рисунок 1. Главное окно

На самом деле если глаза в порядке, то они должны “разбежаться”. Но если разобрать всё по полочкам, то оказывается очень просто.
Слева у нас находится список готовых пресетов. Причём, в верхней, маленькой части – банки по стилям (которых здесь огромное количество) и по версиям программы. А в списке, который ниже – непосредственно пресеты из выбранного банка.

Многие люди не любят копаться в настройках и создавать новые пресеты. Guitar RIG для таких людей – просто находка! Пресеты очень качественные и охватывают совершенно разнообразные стили гитарного звучания. Также включена удобная функция поиска (Search) (рис. 2).

Рисунок 2. Кнопка поиска

Поиск довольно эффективный и по разным критериям. Главное если пресет понравился, запомнить его название.

Панель “предварительного усиления”

Как и в реальных условиях, здесь есть предварительные виртуальные усилители и еще пару “примочек”, которые являются основными. Остальные же эффекты добавляются по мере необходимости. Итак, мы подключили гитару и теперь хотим услышать звук. Для начала надо подкрутить ручку Volume справа от индикатора Output (рис. 3).

Рисунок 3. Основная панель управления

Теперь посмотрим как же звук у нас следует дальше. А далее звук поступает на входной усилитель (рис. 4), на котором также нужно отрегулировать уровень сигнала. Для этого здесь тоже есть ручка Volume.

Рисунок 4. Панель предварительного усиления

Кнопочки Channel позволяют выбрать обрабатываемый канал – левый, правый или оба (Both).
Rig Kontrol предназначен для тех счастливчиков, у которых есть этот Rig Kontrol (аппаратик с педалью и предварительными усилителями на две гитары и еще 4мя кнопками), который специально разработан для Guitar RIG-а.

Gate – это пороговый шумоподавитель, т.е. эффективен для подавления шума в паузах. В отличие от других шумоподавителей есть полезная функция – нажимая на кнопку Learn, программа сама анализирует уровень шума и выставляет уровень (Threshold).

Итак, по предварительному усилению мы настроили всё. Теперь перейдём к другим “приборам” на основной панели.

Основная панель. Продолжение

На рисунке 4 мы также видим 4 кнопочки (справа от кнопки Save). Каждая кнопка отвечает за определенный модуль, который представляет собой аналог какого-то гитарного эффекта или прибора.
Первые две кнопки включают некий виртуальный магнитофон. Но Кнопка One – вставляет его перед набором эффектов, а Two – после эффектов и они немного отличаются. Сейчас мы их и рассмотрим.

Рисунок 5. Tapedeck One

Это первый виртуальный магнитофон (рис.5). Он предназаначен для записи гитары как перед эффектами, так и после обработки ими (кнопочка Play at input (на входе) или Play at output (на выходе)). Причем это касается не только записи, но и воспроизведения.
Но перед записью нужно сначала подкорректировать уровень записи (регулятор внизу справа), так чтобы индикатор не зашкаливал, т.е. не горели красные лампочки.

Кроме того Tapedeck One может растягивать или сжимать во времени записанные фрагменты (Tempo), и изменять высоту звука, не меняя длительности (Transpose, Tune).

Удобная штука! Можно сначала записать фрагмент, зациклить его, подкорректировать темп и использовать как аккомпонемент. Плюс – то что это всё в “одном флаконе”.

Виртуальный магнитофон номер 2 (рис.6) отличается от первого, но не особо. Сейчас рассмотрим эти отличия.

Рисунок 6. Tapedeck Two

Основное назначение 2-го магнитофона – использование в качестве “подкладки”. Во-вторых, т.к. он расположен прямо перед выходной панелью, он записывает “то что мы слышим”, т.е. звук уже со всеми эффектами. По некоторым функциям он послабее 1-го магнитофона, но зато предусмотрен “переброс” записанного файла в 1-й магнитофон.

Метроном, Тюнер и Выходная панель

Оствшиеся из встроенных эффектов я сгруппировал в один подраздел.
Метроном (рис.7) представляет собой удобный вспомогательный инструмент.

Темп можно удобно подстроить кликая по кнопке Tap. Кроме того есть набор встроенных семплов для звука метронома, но возможна загрузка и других семплов – на усмотрение пользователя.

Рисунок 7. Метроном

Кроме ручной настройки темпа возможна установка непосредственно темпа и синхронизация (кнопка sync) с программой-хостом (например Cubase). В окошечке signat устанавливается размерость.
Тюнер (рис. 8) тоже очень удобный и простой в использовании. Причем есть различные режимы тюнера – на распознавание ноты (chromatic) или на распознавание струны (guitar).

Рисунок 8. Тюнер

Кроме этого есть еще несколько режимов – для бас-гитары и для некоторых нестандартных подстроек.
По сути имеется два режима визуальной настройки – Cent и Strobe.

Cent – в этом режиме на шкале “плавает” красный “маячок”. Для точной настройки необходимо добиться чтобы этот маячок был посредине шкалы и когда настроена текущая струна, он меняет цвет из красного в голубой.

Strobe – этот режим представляет собой серию бегущих маячков. Когда струна правильно настроена они останавливаются, когда расстроена – бегут.

Output (рис. 9) представляет собой выходную конечную панель, на которой регулируется общий выходной уровень для данного пресета и в общем (master volume).

Рисунок 9. Выходная панель Output

Кроме того есть переключатель Clipping/Limiter. В первом случае выходной сигнал не ограничивается, во втором – происходит ограничение уровня во избежание перегрузки.

Модули Amps and Cabinets

Теперь наступает самая интересная часть рассмотрения Guitar Rig-а. Основная его мощь как раз в этих модулях, т.е. виртуальных гитарных процессорах. Полный их список вызывается нажатием на кнопку Amps and Cabinets (рис. 10).

Рисунок 10. Amps and Cabinets

Кроме того все эффекты не свалены в одну кучу, а разбиты по подкатегориям. Итак начнем.

Amps

Невозможно расписать подробно каждую из примочек в рамках одной статьи – тут уже понадобится целый научный труд! Но всё же мы пробежимся по каждой из примочек.

Рисунок 11. Amps

Итак, в данной категории представлены усилители и комбоусилители. При выборе какой-то примочки мы просто перетаскиваем ее в правую часть между Input и Output (а по другому и не получится).
Но есть одна подсказка – когда мы еще не вставили примочку, а просто выбрали её, кликнув мышкой, внизу появляется окно (рис. 12), кратко описывающее данную примочку, а также какая она по типу преобразования сигнала (есть, например, примочки которые моно на входе, стерео – на выходе, и соответственно другие комбинации – для каждой индивидуальны).

Ещё одна особенность всех примочек – нажимая на кнопку “+” в правом верхнем углу происходит переход в расширенный режим, где в каждом инструменте доступны еще несколько более тонких настроек (но для некоторых примочек нет расширенного режима).

Рисунок 12. Краткое описание выбранной примочки

Cabinets and mics – это эмулятор комбоусилителей и микрофонов (рис. 13).

Рисунок 13. Окно Cabinets and mics

Первое окно – выбора комбика. Представлены 14 видов комбиков (динамиков), а также для каждого комбика регулируется его размер! Это воистину очень мощная возможность для очень разнообразного звучания.
Второе окно – Microphone position, выбирается расположение микрофона для снятия звука с комбика. Всего 5 типов расположения.

Третье окно – выбор типа микрофона, 5 типов, а также кнопка инвертирования фазы (Phase +/-).

С правого края – регуляторы громкости, панорамы, баса, верхних частот, а также кнопка “увеличения пространства” (air).

Кнопка Add добавляет дополнительные комплекты комбик+микрофон как на рисунке 13. всего возможна установка до 8-ми таких комплектов.

Также есть готовые пресеты, как всегда. Это удобно если неохота возится с настройками.

Gratifier – это также усилитель, эмулятор лампового (рис. 14), с возможностью выбора 4-х типов звучания (clean, raw, vintage, modern).

Рисунок 14. Окно Cabinets and mics

Эти 4 типа звучания позволяют достигать как чистых, так и более “рычащих” звуков (на vintage и modern). Ручки стандартные для такого типа инструментов, их рассматривать не имеет смысла.
Twang Reverb – эмулирует ламповые усилители с “теплым” блюзовым звучанием (рис. 15).

Рисунок 15. Twang Reverb

Кроме того есть встроенное вибрато и ревербератор. Ну и корректировка частотных характеристик (басы, средние и верхние частоты).
Plexi – эмуляция еще одного классического усилителя (рис. 16).

Рисунок 16. Plexi

Используется интересная система – “яркое” звучание регулируем ручкой Volume I, а “теплоту” добавляем ручкой Volume II. Тремя ручками регулируем соответствующие частоты и кнопкой Presence добавляем “резкости”.
AC Box – эмулятор гитарных усилителей характерных для британских групп (рис. 17).

Рисунок 17. AC Box

Есть 2 типа усиления – Normal и Brilliant. В режиме Normal регуляторы панели Tone не действуют, они только для Brilliant. Также есть эффект тремоло (TRemolo) с регулировкой скорости и глубины.

Distort

Эта категория – примочки типа дисторшн, т.е. для создания “тяжелого”, рычащего звука, “перегруза”. Представлено 7 виртуальных примочек (рис. 18).

Рисунок 18. Категория Distort

Skreamer – первый представитель. Обладает относительно мягким звучанием и тремя ручками – громкость, тембр и овердрайв. Подходит для ритм гитар и для мягких соло.
Distortion – оранжевый дисторшн, более резкое звучание, чем у Skreamer-а, хотя в основном режиме – те же три регулятора. Но в расширенном есть еще три регулятора для корректировки частотных характеристик.

Treble Booster – эмулятор лампового усилителя. Обладает специфичным звучанием, не сильно искажая сигнал. Boost – усиление, Bright – тембр.

Fuzz Ace – фузз. Это целый класс примочек типа дисторшн. Этот фузз подходит для разного типа звучания (в основном звучание 80-х). Две ручки – громкость и фузз. В расширенном режиме есть еще пару ручек для корректировки частотных характеристик.

Cat – серьезно жёсткое звучание! Ручки те же, но звук другой. В расширенных настройках есть специальная ручка Balls для уплотнения басов.

Big Fuzz – еще один фузз, более жёсткий чем Fuzz Ace. Кнопка Sustain регулирует сразу 2 параметра – дисторшн и сустейн, Tone – изменяет тембр. В расширенном режиме регулятор низких и высоких частот.

Demon – демонический дисторшн. Из всех примочек данной категории мне больше всего понравился именно он. На основной панели три ручки регулировки частотной характеристики, громкость и Gain. Gain регулирует степень искажения входного сигнала. Кнопка Scoop срезает средние частоты, создавая специфический звук гитары. В этом режиме ручка Mid не эффективна. В расширенном режиме доступны также тембровые регуляторы и еще пару ручек. Bottom – доблавяет в искажаемый сигнал НЧ – составляющую. Boost – то же, но в диапазоне средних частот. Bright – высокочастотный “энхансер”.

Mod

В этой категории находятся эффекты связанные с модуляцией звука (флэнжеры, хорусы и т.п.) (рис. 19).

Рисунок 19. Категория Mod

Tremolo – эффект тремоло, т.е. амплитудной модуляции, а попросту создает пульсирующее звучание. Есть ручка интенсивности или глубины тремоло и частоты, т.е. скорости тремоло. Есть две кнопки – первая синхронизация с темпом, вторая – создание стереоэффекта. В расширенном режиме есть еще пару регуляторов. Width – регулирует разницу между колебаниями амплитуды звука. Down – регулирует своего рода “затухание” тремоло. Up – то же, только “нарастание”.
Stoned Phaser – “каменный” фейзер. Основная ручка регулирует частоту фазовой “плывучести”, sync – понятно, синхронизирует с внешним темпом, color – привносит специфическую тембровую “окраску”. В рас?иренном режиме доступны такие настройки: invert – изменяет фазу, изменяя тип звучания. Notches – задает количество “точек” изменения фазы. Color strength – определяет как изменится звук при нажатии клавиши color. Sweep min/max – устанавливает верхний и нижний порог изменения частоты соответственно. Rotate – ширина стереобазы. Dry/Wet – баланс между чистым и обработанным сигналом.

Chorus+Flanger – хорус + флэнжер. В этой примочке совмещены три эффекта – хорус, флэнжер и питч-модулятор (или вибрато другими словами). Для их переключения на панели есть ручка справа. Speed – регулирует скорость изменения (модуляции), Intensity – интенсивность или глубина модуляции, Width – разброс между максимальным и минимальным значением или ширина. В принципе, Width и Intensity похожи, но дают разный эффект. В расширенном режиме доступны: sync – синхронизация с темпом, stereo – расширение стереобазы (использовать только со стерео сигналом, в моно эффект не тот).

Ensemble – хорусоподобный эффект плюс вибрато. Volume – общий выходной уровень. Chorus – регулятор действует только в режиме chorus (при отжатой кнопке). Кнопки действующие только в режиме вибрато (при нажатой кнопке) – depth (глубина вибрато) и rate (скорость вибрато). В расширенном режиме есть настройки: все регулятры ясны – синхронизация, тембр, а delay – это время задержки цикла для хоруса, т.е. определяет когда начнется цикл хоруса.

Rotator – ротэйтор, звук характерный для электроорганов, когда такой эффект достигался засчет периодического вращения динамика. Отсюда и название (rotate – крутить). Ручка регулирует 2 режима – быстрый (fast) и медленный (slow). Balance – по сути меняет тембр. Pan – меняет ВЧ и НЧ источники звука местами. Distance – регулирует расстояние между микрофоном и динамиком. Dry/Wet – баланс между чистым звуком и с эффектом.

В расширенном режиме: различные настройки для виртуальных роторов.

Oktaver – понижает звук на 1 или 2 октавы. Рекомендации – звук должен быть извлечен на одной струне, а не аккордом. Во-вторых, желательно ставить этот эффект в самом начале, до других эффектов. Direct – регулирует баланс чистый/обработанный звук. Oct1 – регулирует уровень звука пониженного на октаву, Oct2 – на 2 октавы. В расширенном режиме доступны настройки для частоты среза и резонанса отдельно для понижения на октаву и на 2 октавы.

Filter

В этой категории – эффекты так или иначе связанные с фильтрацией звука (рис. 20).

Рисунок 20. Категория Filter

Wah-Wah Pedal – “квакушка”, создаёт специфический фанковый звук. На панели всего один регулятор – регулирует частоту “квакушки”. На практике к нему лучше всего подключить миди – контроллер (виртуальный или реальный), иначе смысл просто теряется. В расширенных настройках: LP/BP/HP – регулирует баланс между типом фильтра, на мой взгляд оптимальный посредине, но в сторону HP. Dry – уровень чистого сигнала. Freq min/mid/max – регулирует степень влияния движения педали (регулятора) на изменение частоты. Res – те же три регулятора, тлько для резонанса фильтра. Volume – то же, но для громкости. Какие-то объективные советы по настройке этих параметров давать сложно – тут лучше настраивать на ухо, либо послушать пресеты.
Talkwah – тоже “квакушка”, но немного другого типа. Здесь звук похожий на речь, как будто его создаёт виртуальный рот, с присутствием специфического эффекта, довольно часто используется в фанке. На основной панели – боль?ой регулятор, регулирует частоту квакушки. В расширенном режиме: Bright -добавляет прозрачности, увеличивая диапазон верхних частот. Volume – просто общая громкость. Size – размер этого “виртуального говорящего рта”.

Три Эквалайзера – Eq Shelving (двухполосный, без регуляции добротности (или ширины полосы Q)), Eq Parametric (двухполосный с регуляцией добротности для каждой полосы), Eq Graphic (графический – на 8 полос). В расширенном режиме каждого из эквалайзеров – настройки, которые можно производить и визуально – на экранчике эквалайзера.

Volume

В этой категории, как понятно из названия, инструменты для изменения в какой-то мере громкости (рис. 21).

Рисунок 21. Инструменты Volume

Volume Pedal – просто педаль для изменения громкости – основной регулятор управляет громкостью. Min volume и Half Volume регулируют диапазон громкости на минимальном уровне регулятора и на среднем уровне.
Limiter – ограничитель, “режет” звук, превысивший определённый уровень. Limit – устанавливает порог срабатывания ограничителя. Hold – устанавливает минимальное время, когда лимитер начинает работать при превышении порога. Release – устанавливает время, определяющее сколько ещё будет действовать лимитер после начала ограничения.

Noisegate – пороговый шумоподавитель. Threshold – уровень, выше которого шумоподавитель в “открытом” состоянии (пропускает сигнал) и ниже которого – в “закрытом” (не пропускает). Hold – определяет время через которое начинает срабатывать шумоподавитель при превышении порога. Attack – определяет плавность нарастания сигнала при срабатывании шумоподавителя. Release – регулирует время или скорость затухания. Эти два регулятора – для “плавности”, чтобы не было резких “скачков” при срабатывании шумоподавителя. Полезная кнопочка Learn – нажав на неё шумоподавитель сам анализирует уровень шума, поступающий со входа.

Compressor – компрессор, как несложно догадаться. Input – регулирует входной уровень. Threshold – устанавливает порог срабатывания. Ratio – устанавливает соотношение – насколько сильно будет изменятся выходной сигнал в зависимости от изменения входного сигнала. Attack – определяет время срабатывания компрессора при превы?ении порога. Release – определяет время действия компрессора при превышении порога. Gain – регулирует выходной уровень после компрессии. В расширенном режиме доступны: saturation – добавляет немного искажений, характерных для ламповых компрессоров. Knee – определяет кривую компрессии – резкая или плавная. На звуке это отражается в резких или плавных скачках. Dynamics – регулирует специфические характеристики виртуальной лампы усилителя в компрессоре.

Other

В категорию Other отнесли примочки которые не “вписались” в предыдущие категории (рис. 22).

Рисунок 22. Категория Other

Split – разделяет сигнал на 2 канала – А и В. Например, если мы перетащим какой-то один дисторшн в промежуток между панелями Split А и Split В, а в промежуток Split B и Split Mix какой-то другой инструмент, то получим на выходе их микс, что делает звучание более насыщенным (я рекомендую вставлять одинаковые примочки, но с разными пресетами в разные каналы). В распоряжении есть по ручке панорамы на каждый из каналов и кроссфейд (crossfade) между каналами. Для более насыщенного звучания есть кнопочка Dual Mode.
Quad Delays – четырёхстадийная линия задержки (эхо). Time – устанавливает время между звуком и его эхо. Feedback – степень обратной связи, регулирует количество повторов эхо. Rate – устанавливает частоту модуляции для изменения характера звучания. Depth – глубина или степень модуляции, вместе с Rate определяет характер звучания (типа хоруса или даже вариации изменения тональности). Кнопкой TAP устанавливается темп, если по ней кликать. Расширенный режим позволяет синхронизироваться с вне?ним темпом. Diffusion – управляет “размытием” звука с эхо по стереопанораме. Bass и Treble регулируют тембр. Invert – инвертирует звук эхо по фазе. Sync Delays – когда включён, то используется для ритмического эхо, когда отключен – для эхо типа реверберации.

Spring Reverb – виртуальный пружинный ревербератор. Reverb – аналог регулятора Dry/Wet. Time – регулирует продолжительность реверберации. Bass – регулирует басы. Расширенный режим: Spring Length – регулировка длины виртуальной пружины. High Damp – регулирует высокие частоты. Low Damp – регулирует низкие частоты.

Studio Reverb – студийный ревербератор. В отличие от предыдущего эмулирует звук в помещениях. Mix – баланс Dry/Wet. Bright – тембр. Для настройки глухого либо прозрачного звучания. Room size – регулировка размера виртуального помещения. В расширенных настройках доступны ручка регулировки ширины стереопанорамы (Stereo), Treble – усиление высоких частот для еще более “прозрачного” звучания, Pre Delay – устанавливает время задержки для звука после обработки (хорошо использовать для ритм-секции).

Psychedelay – необычная эффект машина, основанная на задержке звука. Даже визуально этот инструмент напоминает хиппи, 60-е и прочее. Действительно, звук этой примочки при определенных настройках напоминает звучание гитары Джимми Хендрикса. Time – время задержки. Reverse – обработанный звук играется задом наперед когда кнопка нажата. Именно эта “фишка” и создаёт типичное для Хендрикса “психоделическое” звучание. Detune – расстройка, изменение высоты звука. Feedback – степень обратной связи, определяет “количество” эхо. TAP – для ручной установки темпа – просто кликая по кнопке. Расширенный режим: Pitch – расстройка, но в более широких пределах. Stereo – степень стереоэффекта для эхо. Reverse – в этом режиме не всё эхо играется задом наперед, а только некоторая часть. Detune – расстраивает не всё эхо. Cross – создает обратную связь так, что левый канал возбуждает правый и наоборот – для создания более насыщенного звучания. Sync – синхронизация эхо с внешним темпом.

Pitch pedal – педаль изменения высоты звучания. На основной панели – сам регулятор высоты звучания и регулятор Dry/Wet. В расширенном режиме: Min shift – устанавливает степень изменения высоты звука ( + / – 2 октавы) когда педаль в крайнем (минимальном) положении. Min Detune – то же, только более точная настройка и меньший диапазон ( + / – тон). Max Shift и Max Detune – то же, только для педали в максимальном положении. Feedback – обратная связь. Здесь это проявляется так: например мы повысили звук на тон, он вернётся на вход и повысится еще на тон и т. д. Delay – устанавливает время задержки для обратной связи.

Вот и всё! Конечно же, существует неограниченное количество всевозможных комбинаций этих примочек. Но, к счастью, производители создали много пресетов и поэтому послушав их, можно смело создавать своё специфическое звучание.

Farmatique, 01.05.2006

10 Comments on “Guitar RIG от Native Instruments — многофункциональная виртуальная студия”

  1. не работает потому что ASIO драйвер нужен да и звуковуха более менее.Прога толковая но guitar rig 3 ещё лучше !

  2. Вытянул программу Native Instruments Guitar Rig 2 двумя драйверами, без дополнительной аудиокарты. Доволен. Данные драйвера не ко всем компам подходят (проблемма с железом, скорее всего с встроенной ауди на мат. плат., не оперативка не проц. не причем – они могут быть слабыми). Покупать аудио карту всеровно буду позже, так что рекомендуйте.

  3. ASIO4ALL v2 – Основной драйвер. kX Project package (Version 3537) – Вспомогательный драйвер. Aureal A2D Engine – Вспомогательный драйвер. Если у вас диск DVD “Все для гитариста” – Там есть папка KX Project . Этот драйвер увеличивает скорость восприятия ASIO4ALL v2. Главное правильно все устоновить и по нужной схеме. Установка: ASIO4ALL v2 . Затем Guitar Rig 2 . Проверка работоспособности программы с задержкой. Если не работает сменить настройки ASIO4ALL v2 . Если не работает – перестановить драйвер ASIO4ALL v2 . ККагда программа заработает (с задержкой) установить дополнительные дрова.

  4. Скачал гитар риг 5 , установил, работает прекрасно, на как вст плагиг ФЛ студио его не находит, кто знает как исправить ? Для меня очень важно это …

  5. “как вст плагиг ФЛ студио его не находит” Это не проблема, надо просто обновить в фл студио компоненты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *