Музыкант, отмеченный Всевышним и наделенный силой воли, будет идти по задуманному судьбоносному пути. И ничто не станет камнем преткновения на пути к мечте, к творческой реализации.
Талантливый исполнитель, чувствующий душу инструментов, никогда не выпустит из рук любимый инструмент. Что лишний раз доказывают жизненные примеры, взятые из биографии популярных гитаристов, имеющих травмы рук.
Музыканты без пальцев, как никто другие знают цену боли, жизненных неурядиц. И они не остановились, не отложили в сторону инструмент, а продолжали жить и играть! Не смотря ни на что! Ведь жизнь становится бессмысленной, если в ней нет места мечте!
1. Джером Джон Гарсия
Если не думать о смерти, а продолжить жить воспоминаниями, то можно снова вернуть образ Джерри Гарсии в очках, седобородого и со знакомыми «патлами», этакого неувядающего деда рок-н-рольщика, упрямо ведущего свою команду к очередному десятилетию.
Будучи мальчишкой, Гарсия лишился половины безымянного пальца во время заготовки дров со старшим братом. Но он справился с болью, принял потерю и даже начал шутить по этому печальному поводу.
Как однажды сказал музыкант: «Без музыки, как без воздуха, жизнь невозможна. Нельзя жить без волшебства, веры, благости, праздника. Но все это соединяется именно в музыке, раз и навсегда». Разве имеет решающая значение детская травма, когда речь идет о мечте?
Вместе с ним импровизационная группа Grateful Dead, выросшая из блюграсса и народно-американского фолка, неторопливо скользили по реке времени последние четверть века. Словно тяжелая баржа с рок-командой на борту, она пересекала народные воды, не церемонясь с новыми волнами, разбивающимися о форштевень. А старое поколение фанатов пополнялось новыми людьми, такими разными и многоголосными.
2. Джанго Рейнхардт
Впервые Жан Батист начал выступать в кафе, танцевальных клубах, ресторанах. Он играл на скрипке, 6-струнном банджо и гитаре, демонстрируя поразительные способности начинающего исполнителя.
Как-то Фредо Гардони, аккордеонист, вспоминал, что услышал игру Жана, когда тому было девять лет. При ближайшем знакомстве мальчик оказался не только виртуозным исполнителем игры на банджо, но и настоящим ремесленником, вырезающим деревянные фигурки лошадей и колясок.
Слухи о великом Джанго быстро расходились по цыганским таборам, рассказывали, как он, однажды выиграл спор, воспроизведя на своем банджо 17-ть незнакомых мелодий, наигранных для него на аккордеоне. На скрипке он также мог сыграть не меньше произведений из венгерской цыганской классики.
В 1928 году во время пожара Джанго серьезно пострадал: сильные ожоги и отказывающиеся слушаться пальцы левой руки. Полтора года Рейнхардт провел в постели, мысленно прощаясь с любимой профессией. Помог справиться с болью и тоской младший брат Жозе, принесший гитару. Заново учась игре на гитаре, будущий музыкант победил недуг и разработал собственную технику игры. На удивление больничного персонала, упорный Джанго теперь играл не только цыганскую классику, но и модный в те времена джаз.
Через несколько лет Рейнхардт познакомился со Стефаном Грапелли, скрипачом, пианистом и тапером кинотеатра. Тот часто вспоминал мальчишку Джанго, удивительно ловко управляющегося двумя пальцами во время игры. Квинтет «Quintette du Hot Club de France» стал совместным джазовым проектом Джанго и Стефана, который их и прославил.
3. Малколм Джон Ребеннэк мл.
Американский музыкант, работающий под псевдонимом «Доктор Джон», известен своим эклектическим подходом к музыке. В составе его творческого коктейля замешена смесь из новоорлеанского блюза и психоделического рока.
Мэк начал свой путь в Новом Орлеане в конце 1950-х годов, где выступал сессионным музыкантом под именем Night Tripper (гитарист и клавишник). Но когда получил травму руки из-за неосторожной «игры» с огнестрельным оружием, о гитаре пришлось забыть. Конечно, ненадолго!
К середине 60-х годов Джон полностью растворился в таинственной культуре вуду, психоделии и начал употреблять наркотики. Поменяв сценический псевдоним на Dr. John, музыкант переехал в Лос-Анджелес, где продолжил выступать в карнавальных нарядах Марди-Гра. Записывался с В. Моррисоном, Э. Клэптоном, М. Джагером, Шэр, а также выпускал успешные синглы.
4. Теодор Хаунд-Дог Тэйлор
Известный блюзовый музыкант, сочетающий в своем исполнении дикий хаотичный дельта-блюз с городским чикагским стилем. Он родился в семье фермера из Миссисипи и был назван в честь 26-го президента США. С рождения у мальчика был физический недостаток – шесть пальцев на каждой руке. Нельзя утверждать, что детство было безоблачным, да и повзрослеть пришлось быстро. Когда Теодору исполнилось 9 лет, то он оказался на улице вместе с братом и нехитрыми пожитками. Таким образом, отчим позаботился о пасынках.
Старшая сестра, приютившая их, не противилась увлечению Тэйлора – музыке. Брат играл на пианино по вечерам в местных клубах, а днем трудился на ферме. На первую гитару заработал не скоро, а серьезно начал учиться игре в 21 год.
Несколько раз выступал на радио в шоу KFFA King Biscuit Flour, играя вместе с блюзменами Санни Вильямсоном и Робертом Локвудом. Но после безрадостной встречи с расистами из Ку-Клукс-Клана вынужден был покинуть Чикаго.
Впереди у музыканта был нелегкий путь: тяжелая работа на фабрике, начало музыкальной карьеры. И образование группы «Hound Dog Taylor and the Houserockers», в которой Хаунд-Дог уже играл 11-ю пальцами. Шестой палец на своей правой руке музыкант отрезал лезвием бритвы во время пьяной вечеринке в клубе.
5. Тони Айомми
Становление будущего музыканта, единственного ребенка в итальянской семье, началось в раннем детстве. Во время шумных праздников родственники устраивали импровизированные концерты, на которых мать играла на гармонике, а большинство присутствующих на барабанах и аккордеонах.
Тони учился в одной школе с великим и ужасным Оззи Осборном, которого откровенно недолюбливал. Шуточки часто приводили к ссорам, дракам. В то время он серьезно занимался единоборствами, и свою судьбу связывал со спортом.
В 15 лет начал учиться играть на гитаре Watkins Rapier, бюджетной модели для левшей. Слушал выступления У. Монтгомери, Х. Марвина, Э. Клэптона, Дж. Хендрикса и начинал чувствовать какую-то непередаваемую вибрацию сердца.
Повзрослев, Тони устроился работать на сталелитейный завод оператором пресса. И в последний рабочий день, перед самым отъездом в гастрольный тур по Германии, получил травму, когда его пальцы попали под тяжелый пресс. Начинающий гитарист лишился кончиков среднего и безымянного пальцев правой руки, что вызвало затяжную депрессию. Врачи единогласно заявляли, что он никогда не будет играть.
Но однажды к нему попала в руки запись Дж. Рейнхардта, играющего двумя пальцами. Пример оказался заразительным, Тони вдохновился и взял в руки гитару. Он пытался играть руками попеременно, связывал травмированные пальцы, а затем изготовил для них наперстки, увенчанные кусочками промасленной кожи. Не смотря на то, что пальцы потеряли былую чувствительность, музыкант смог играть, используя слух вместо утраченного осязания.