Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) является одним из самых известных в мире гитарных виртуозов, совмещающих высокую скорость игры, техническую безукоризненность и неоклассический стиль с коммерческой музыкой, что позволяет ему не только пользоваться уважением у музыкантов и критиков, но и хорошо продавать выпускаемые один за другим альбомы.
Lars Johann Yngwie Lannerback родился 30 июня 1963 года в Стокгольме, Швеция, в семье военного и актрисы. Как раз в этом же году Битлз потрясли мир своим появлением на музыкальном Олимпе. Тогда еще никто не знал, что ровно через 20 лет худощавый, длинноволосый швед с глазами голодного волчонка устроит революцию в музыкальном мире. Это были года затишья перед музыкальным Армагеддоном февраля 1983 года, когда Ингви приехал в Лос-Анджелес, чтобы навсегда ввергнуть мир в бурю своего гитарного дарования.
Но пока до этого было еще далеко. Ингви (мать решила назвать его так в честь своего бывшего приятеля) был младшим ребенком в семье, у него была сестра Ann Louise и брат Bjorn. Почти что сразу же после рождения Ингви родители развелись. Ингви рос довольно диковатым и неуправляемым ребенком, казалось, что его силы просто неиссякаемы. Первые музыкальные потуги оказались тщетными. Пианино и труба его не интересовали. Да и акустическая гитара, которую его мать купила ему в 5-летнем возрасте висела на стене под слоем пыли. Так было до 18 сентября 1970 года, когда Ингви увидел специальный репортаж, посвященный смерти Джими Хендрикса. Что-то перевернулось внутри у Ингви, когда он смотрел, как Джими нежно обнимает свою гитару и в следующий же момент ввергает ее в языки пламени.
В 10 лет он меняет свою фамилию на девичью фамилию матери Malmsteen. Он музицирует дни и ночи напролет, что естественно отразилось на его успеваемости в школе, которую он, можно сказать, забросил. В школе он появлялся исключительно, чтобы поучаствовать в драках с теми, кто вел себя глупо по его мнению. Единственными предметами, которые он посещал с удовольствием, были английский и история искусств. Его мать быстро распознала необыкновенные способности своего сына и разрешила полностью сосредоточиться на музыке. Кроме Хендрикса в Ингви проснулся интерес к творчеству скрипача-виртуоза 18 века Николо Паганини. Он по несколько раз просматривал запись русского виолончелиста Гидеона Кремера, который исполняет 24 каприс Паганини. Это дало ему ключ к секрету как сочетать тягу к классической музыке, талант гитариста и внутреннюю харизму.
В 1976 году он организовал свою первую группу “Powerhouse”, а два года спустя собрал с друзьями новый проект Rising Force. Название группы возникло под влиянием второго альбома Rainbow “Rainbow Rising”. Вместе с Rising Force он записал первые демо; к сожалению, диск так и не вышел в свет, но одна из демо-записей была услышана Майком Уорни, продюсером и специалистом по гитарной игре.
По настоянию Уорни Мальмстин переехал в Лос-Анджелес, где стал лидер-гитаристом в группе Steeler. Однако группа оказалась непрочной и после выхода одноименного дебютного альбома группа дала несколько концертов и развалилась.
Технические возможности Ингви не остались незамеченными и он получил приглашения в Kiss, UFO и к Ozzy Osbourne, однако сумел побороть в себе искушение присоединиться к столь именитым коллективам и предпочел войти в состав Alcatrazz к Graham Bonnet‘у. В этом составе Ингви записал два альбома, один концертник в Японии и один студийный.
После ухода из Alcatrazz Мальмстин получил приглашение начать сольную карьеру от фирмы Polydor Records, благо его популярность после работы в Alcatrazz уже можно было брать в расчет. Мальмстин записал альбом “Rising Force”; для работы над альбомом были привлечены бывший барабанщик Jethro Tull Barriemore Barlow, вокалист Jeff Scott Soto и клавишник Jens Johansson. На альбоме были представлены как новые синглы, так и композиции с ранних демо-записей.
Еще не успев выйти первый альбом Ингви “Rising Force” становится библией неоклассики. Он занимает 60 место в хит-параде журнала Вillboard, получает Грэмми за лучший инструментальный рок-альбом. Сам же Ингви становится “Открытием года>” в ряде изданий , а затем и “Гитаристом года”, после провозглашения альбома “Rising Force” Альбомом года. В 1985 году появляется альбом “Marching Out”, в ноябре Ингви отправляется в американское турне. Рок-пресса называет его гитарным гением и в течении двух следующих лет он был лучшим гитаристом в мире по опросу журнала “Guitar Player”.
Но настоящий коммерческий успех пришел к Ингви в 1986 году с альбомом “Trilogy“. К тому времени в группе уже пел другой солист Mark Boals из Ted Nugent. Альбом “Trilogy” получил очень широкое признание. Гитарная техника Мальмстина теперь активно разбавлялась коммерческими хард-роковыми композициями, что публику вполне устраивало. Альбом достиг сороковой позиции в Billboard США. Многие отмечают и на редкость качественные тексты, которые являются прекрасным дополнением к ураганным рифам Ингви.
Однако находясь на вершине славы, Ингви не избежал своеобразного спуска на землю. 18 месяцев он не мог играть, т.к. буквально накануне своего дня рождения 22 июня 1987 года его Ягуар на полном ходу влетел в дерево. В результате Ингви пролежал в коме почти неделю и когда пришел в себя, то с ужасом узнал, что из-за травмы головы, образовался тромб, который давит на нерв, идущий к правой руке, а это означало его конец, как гитариста. Почти полтора года нечеловеческих усилий потребовалось, чтобы вернуться в мир музыки и тут его подстерегает еще один удар. Он узнает, что на родине в Швеции умерла от рака его мать, и это еще был не конец, его менеджер присвоил его денежки, и Ингви остался один на один со своей болью, без денег и в неопределенности будущего. Единственным его спасением стала музыка, и он вернулся, вернулся с новым альбомом “Odyssey”. Ингви потом скажет, что не считает его удачным, но именно это альбом так полюбился его фэнам. Альбом мгновенно приобретает золотой статус в США. Видео “Heaven Tonight” не сходит с экранов телевизоров.
Надо сказать, что во многом успех альбома зависел и от нового солиста (ex-Rainbow) Joe Lynn Turner. Ингви отправляется в турне, число фэнов Ингви во всем мире увеличивается.
В феврале 1989 года Ингви приезжает в Советский Союз. Он дает 20 концертов (и это за полгода до знаменитого Moscow Peace Festival в Лужниках). Записывается фильм и альбом “Live in Leningrad / Trial By Fire”. Альбом вызвал неоднозначные рецензии, многие сочли его не слишком удачным, и группу покидает Turner. После этого группа буквально развалилась по швам и Rising Force перестала существовать.
Ингви снова стоял на перепутье, он переезжает в Майами, Флорида, и свою новую группу он укомплектовывает из соотечественников. Вокалистом становится (ex-John Norum) Goran Edman, басистом Svante Henryson, клавишником и аранжировщиком Mats Olausson, и ударником Michael von Knorring. В таком составе он выпускает новый альбом “Eclipse”, записанный на Miami’s Criteria Studios. Фэны альбома не заценили, посыпались упреки в адрес плохонького вокала и дерганных пассажей Ингви. Polygram видимо тоже не видел ничего гениального в альбоме и оказал довольно вялую поддержку аkьбома. В результате чахлые продажи в США, хотя несмотря на это в Японии и Европе альбом заработал статус золотого и платинового соответственно.
Такое положение дел Ингви не устраивало и в марте 1991 года он переходит под лейбл Elektra Records.Выходит альбом “Fire & Ice”, наполненный классическим звучанием, живыми эмоциями и зажигательной энергетикой Ингви. В альбоме явно чувствуется влияние композиторов эпохи барокко, которые всегда были идеалами для Ингви. А так же в этом альбоме исполнилась заветная мечта Ингви – он записал композицию с симфоническим оркестром. Это был Бах “Badinerie” из Orchestral Suite No. 2, Альбом занял первую строчку хит-парада Японии и был продан в количестве более чем 100,000 экз. в первый же день выхода. Альбом достиг золотого и платинового статуса в Европе и Азии. В июне 1992 года Ингви возвращается в Майами для работы над новым альбомом.
Увы, в планы Ингви постоянно вмешивались события извне. В августе 1992 года ураган Эндрю прошелся по Майами, принеся значительные разрушения. В январе 1993 года Nigel Thomas, продюсер Ингви, с которым он работал последние 4 года, умирает от сердечного приступа. В марте Elektra разрывает с Ингви контракт, в июле Ингви умудрился сломать несчастливую правую руку, а в августе его арестовали, что вызвало бурю сплетен и слухов во всем мире. Но все хорошо, что хорошо кончается. В сентябре все обвинения против него были сняты, а в октябре его рука уже почти что зажила. Теперь надо было искать новую звукозаписывающую компанию, и ей стала японская Pony Canyon. А для записи нового альбома пришлось набрать новых музыкантов. Ими стали новый солист Michael Vescera (ex-Loudness), ударник Mike Terrana (ex-Tony McAlpine), клавишник Mats Olausson, сам Ингви стал играть на бас-гитаре. Однако для турне басистом был выбран Barry Sparks.
3 февраля 1994 года группа начала усиленные репетиции перед мировым турне, а уже 18 февраля 1994 года в Японии вышел новый альбом “The Seventh Sign”. Первобытная агрессия альбома сразу же дала почву для сравнений его с ранним альбомом Ингви “Marching Out”. Альбом быстро достиг первого места в Международных чартах и становится платиновым в Японии. CMC International Records покупает права на продажу альбома на территории Европы и Азии и начинает активно заниматься раскруткой альбома.
В сентябре-октябре 1994 года Pony Canyon издают два миньона “Power and Glory” ( с гимном, придуманным Ингви специально для японского чемпионата по рестлингу Takada) и “I Can’t Wait” (две ранее не издававшиеся композиции и несколько живых записей с концерта на токийском стадионе Budokan). Так же был выпущен видеофильм с записью концерта на стадионе Budokan , права на который снова достались CMC. Турне продолжалось почти год и победно закончилось в ноябре 1994 года. Группе был нужен отдых.
Но Ингви решил отдыхать в студии. Для этого в декабре 1994 года он покупает помещение в Майами и делает собственную студию, часы работы в которой выливаются в новый альбом “Magnum Opus”, который увидел свет в июне 1995 года. Турне в поддержку альбома по традиции началось в Японии в сентябре 1995 года, далее группа отправилась в Европу на два месяца. Однако в самый разгар турне Michael Vescera подхватил бронхит и должен был пропустить 5 концертов. Ингви не хотел отменять концерты и сам исполнял песни, которые мог спеть, которые не мог спеть, просто повычеркивал из play-листа. Майкл догнал группу уже в Германии, где группа выступала на фестивале, в котором кроме них принимали участие еще 4 металлические команды, среди них были и ветераны Saxon.
В конце 1995 года группа возвратилась в США. В начале января 1996 года Ингви собирает в своей Studio 308 старых друзей Joe Lynn Turner, Jeff Scott Soto, David Rosenthal, Marcel Jacob и Mark Boals для работы над новым проектом, идею которого он вынашивал долгие годы. Он хотел записать песни, на которых вырос, а это песни признанных мастеров жанра Deep Purple, Rainbow, U.K., Kansas, Scorpions, Rush и Jimi Hendrix. Так в середине апреля появляется альбом “Inspiration“. Обложку к нему оформил японский художник Asari Yoda. Состав группы для турне был следующим: Mats Olausson клавишные, Barry Dunaway ветеран бас-гитары времен Live in Leningrad, Mark Boals вокалист Trilogy и ударник Tommy Aldridge, игравший в Ozzy, Whitesnake и Pat Travers. Группа отправилась покорять Южную Америку . Бразильцы и аргентинцы каждый вечер заполняли громадные концертные залы. Такие же аншлаги были и в США, Японии и Европе. Взрывная гитара Ингви, его негасимая энергия были лишним подтверждением того, что музыка Ингви жива. Турне закончилось в декабре 1996 года и Ингви возвращается в Майами, чтобы засесть в студию.
Новый альбом просто ошеломил всех. Это был полностью альбом классической музыки “Concerto Suite for Electric Guitar and Orchestra in Eb minor, Op. 1“. В июне 1997 года Ингви прилетает в Прагу, чтобы в течении трех дней записать свой альбом с одним из старейших симфонических оркестров Czech Philharmonic Orchestra, которые совсем недавно отметил свой 100-летний юбилей. Три дня работы с великолепным дирижером из Атланты Yoel Levi и мечта Ингви стала реальностью. Фэны сгорали от любопытства, но альбом вышел только в 1998 году. И они были не разочарованы. Оказывается, многие ждали такого альбома долгие годы.
Но Ингви решил не останавливаться на достигнутом и в 1998 году издает свой студийный альбом “Facing the Animal“, в котором принимает участие Cozy Powell в качестве ударника. Альбом получил очень высокие отзывы критиков и фэнов, был признан чуть ли не лучшей работой Ингви за последние годы. Ингви охотно раздает интервью и обдумывает новые планы.
6 марта 1998 года Ингви воплощает в жизнь еще одну свою давнюю мечту. Он становится отцом. Сына назвали Antonio Yngwie Johann Malmsteen. Однако Ингви и его жена April не долго сидели в Майами с малышом, т.к. график турне был расписан на многие недели вперед. И малыш получил свой первый в жизни паспорт трех недель от роду. К счастью ребенок спокойно переносил все перелеты и переезды, что дает основание считать, что у Ингви растет достойная смена.
Однако в турне не обошлось и без неприятностей. В дорожной катастрофе погибает Cozy Powell. Ингви был потрясен этим событием, однако снова берет себя в руки и нанимает Jonas Ostman в качестве ударника для турне. Турне прошло по Японии, Южной Америке, Европе и Великобритании. Во время аншлагового концерта в Бразилии был записан концертник и видеофильм с простым названием “Yngwie Malmsteen LIVE!!”. К глубокому сожалению фэнов турне по США и Канаде пришлось отменить из-за плохой рекламы и низкого интереса звукозаписывающих компаний, которых больше интересовала сделка по продаже Mercury/Polygram компании Seagram.
Ингви возвращается в Майами и полностью отдается новой для себя роли отца. Кто-то скажет, что он стал почивать на лаврах, а кто-то скажет, что Маэстро обдумывал очередную гениальную идею. Так оно и получилось. В 1999 году Ингви выпускает альбом “Alchemy”, а в 2000-м – “War To End All Wars” под старым лейблом Canyon International. Что касается его последней работы, то она очень спорная, и абсолютно местами не похожа на его предыдущие альбомы. Что-то он приобрел в звуке, что-то потерял. А последний трэк в стиле “неоклассик-рэгги” заставит улыбнуться даже матерого металлиста и поклонника Ингви.
Ну что ж, миллениум он проводил достойно, а нам остается только ждать очередного альбома и наслаждаться предыдущими шедеврами великого гитариста.
Замечательный гитарист!Мне очень нравится!
Согласен с Анастасией. Ингви Мальмстин – замечательный гитарист!
“Трилогию” помню ещё на виниле от “Мелодии”. С тех пор Ингви и слушаю.
Купил 7 дисков Ингви, ищу что-то новое. В сети 3 дня, не знаю пока как искать и скачивать музыку. Стимул есть – найти новые композици Мальмстина. Должно быть научусь. Когда слушаю его – хочется и вокалу поучиться.
Есть люди, которые не понимают его творчество. Мне кажется, что у них полное отсутствие музыкального слуха и мне очень приятно, что Вы улавливаете тот диапазон, который услышать дано не всем. Конечно, есть много других талантливых музыкантов, но Yngwie J.Malmsteen у меня на первом месте.