Начало пути электрогитары
Если судить по истории, то Советский Союз можно поставить на последнюю позицию в очереди, состоящей из коммунистических стран, которые уже начали производить элктрогитары. Страна Советов находилась за прозрачной, но плотной перегородкой, называемой высокими умами «культурной изоляцией». И правительство нашего государства не видело необходимости в создании такой «громкоговорящего» музыкального инструмента, как электрогитара. И такой «правильной» позиции придерживались до тех пор, пока кто-то из партийной ячейки не пришел к мысли: «А ведь производство электрогитар может принести свою выгоду!»
Тоника
Хотя русский инженерский и конструкторский состав мог позаимствовать у зарубежных соседей пару конкретных деталей, которые могли бы пригодиться при создании электрогитары, он не сделал этого шага. Любая ссылка на гитары «капиталистов» была под запретом. К новым разработкам каждый пошел своим путем.
Электрогитара «Тоника»
Первые гитарные образцы под именем «Тоника» появились в 1964 году в Ленинграде на заводе народных музыкальных инструментов им. Луначарского – довольно «грубые» модели стоимостью 180 рублей. Скорее всего, их изготавливали вручную без использования фиксированной характеристики. Чтобы изготовить гитару с нуля пришлось проделать серьезную работу, в которой основной акцент делали на электронику.
К 1970 году производство ленинградской «Тоники» было прекращено. А ее место заняла новая модель «Тоника» ЭГС-650 (существовали и басовая модель), созданная на заводских линиях Свердловска, Ростова, Орджоникидзе.
Каждый завод добавлял что-то от себя к «Тонике» – внешний облик модели из Ленинграда оставляет желать лучшего, головка грифа напоминает стилистику «Firebird». На ростовской гитаре имелась на передней деке кайма и белое двух-полосье вдоль грифа. На свердловском грифе были разные по дизайну точки на грифе. Некплейт символизировал завод-изготовитель, лишь на моделях из Орджоникидзе он был анонимным или изображал медведя.
Аккорд
Электрогитара «Аккорд»
Первая серийная советская электрогитара с цельным корпусом, появившаяся в цехах завода им. Луначарского в Ленинграде была названа – «Аккорд». Выпуск ее был недолгий и маломасштабный.
Возможно, что прототипом для ее создания стала итальянская гитара от ЕКО – такой вывод можно сделать, если присмотреться к морфологическим признакам и конструкционным особенностям модели более внимательно.
Электрогитара «Аккорд» непонятным образом попала в «библейское» издание настоящих гитаристов под авторством Медведовского-Гузевича.
Сегодня эти модели представляют ценность для коллекционеров.
Элгава (УНИКА-2) Артикул 412р
Электрогитара «Элгава»
К одним из лучших электрогитар в СССР можно отнести модели, изготовленные на линиях Московского экспериментального завода музыкальных инструментов – Элгава (УНИКА-2) артикул 412р.
Наверное, «дикая» фантазия его сотрудникам позволила создать «Элгаву» – цельнокорпусную гитару в двух вариациях с вибрато («Элгавы-В») и без него.
Настоящий гибрид стил и испанской гитары. «Волшебный» болт на грифе позволял приподнять струны, тем самым превращая инструмент в настоящую стил-гитару.
Но по какой-то причине не все музыканты догадывались о существовании «волшебной» фишки. Поэтому и не могли ей воспользоваться по назначению.
Урал
Электрогитара «Урал» 422
И хотя на фабрике клавишных инструментов, расположенной в Свердловске изготавливали органы и синтезаторы, прославилась она именно за счет электрогитары 650 Арт. 422 (народное название «Урал»).
«Урал» Арт. 422 стал настоящим олицетворением внешнего облика для всех советских гитар – их массовое производство только в Свердловске вылилось в 100000 экземпляров.
Что говорить о других заводах. «Урал» по праву считается родоначальником всей одноименной легендарной серии. От других моделей ее отличает яркая особенность – оригинальный «внешний вид» звукоснимателей.
Электрогитара «Урал» 650А
«Урал» 650А – это редкая модель известной электрогитары. Ее выпуск был налажен на свердловских заводских линиях. Во внешнем образе этой гитары можно выделить некоторые отличия – удобный гриф, система тремоло, подобная установленной на фендоровской «Jaguar».
Но в отличие от западного тремоло «vintage», работающего на понижение звука, тремоло Урала может работать и на понижение, и на повышение, если бы тугая пружина не мешала переставлять рычаг.
Помогал гитарам «Урал» обрести народную популярность не только потребительский интерес, но и творческая деятельность молодежных музыкальных составов. Школьные джаз-банды «росли, как на дрожжах» и если в их звучании не было «зарубежной запретной подоплеки», то дирекции учебного заведения не мешала им.
Электроника
Электрогитара «Электроника»
Электрогитара «Электроника» с активной электроникой и устройством для обработки звука изготавливалась в 1972 году на новосибирском заводе «ОКСИД».
Первые модели оценивались в две заработные платы советского специалиста среднего звена – 220 рублей.
Модель имеет цельный оригинального вида корпуса из фанерованной доски с активной электронной системой и вибрато эффектом. Толстый слой полиэфира покрывает поверхность корпуса и грифа. Оргстеклянный пикгард, сделанный из двух частей, служит украшением черного корпуса. Три звукоснимателя выглядят, как хромированные параллелепипеды.
Электрогитара «Электроника» в целом очень интересный инструмент, представляющую ценность для коллекционеров. Но, к сожалению, ни одна работающая полноценно «Электроника» не дошла до настоящего времени. А жаль!
АК Адмирал
Электрогитара АК «Адмирал»
Электрогитара АК «Адмирал» за первые две буквы в своем «громком» названии обязана мастеру, который ее создал – это Александр Алексеевич Краснощеков. За основу «внешности» будущих моделей он взял фендеровский «Stratocaster» и «Bass Precision», но не копировал полностью.
Итогом кропотливой работы стало появление в 1984 году 10 гитар – 5 шестиструнных и 5 басов.
Эти гитары стали настоящими путешественницами – они побывали в Москве на Всесоюзной торговой ярмарке, где произвели хорошее впечатление на публику.
Одна из гитар АК «Адмирал» была приобретена зарубежным музыкантом, коллекционирующим музыкальные инструменты. Благодаря ему она и попала на страницы энциклопедии «The Ultimate Guitar Book», в которой собраны гитары со всего мира.
Аэлита, Стелла
Электрогитара «Аэлита»
Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон» выпустила «Аэлиту» – удобную и очень эргономичную модель, которую в 1979 году модернизировали. Массовое производство было налажено на заводе в Ростове-на-Дону и Орджоникидзе.
Модель с цельным корпусом с типовыми колками, ломающимися при каждом удобном случае то пластина «сложится», то зубцы обломаются. Электрическая схема гитары «Аэлита» такая же, как на «Урале». Конструкция тремоло со струнодержателем не внушала доверия – непозволительно энергичное звучание могло вывести ее из строя.
Электрогитара «Стелла»
Настоящим сюрпризом стало появление следующей гитары – экспериментальной хай-фай-модели – «Стеллы». Она была напичкана электроникой, имела 4 звукоснимателя, стерео-выход. Но самое главное – она была одной из самых удобных советских электрогитар.
«Стелла» – это первая стереофоническая модель, включающая в себя восемь 2-х позиционных переключателя и пять потенциометров.
На ней можно было исполнить перегруз, но с осторожностью. Скудность звука обеспечивалась за счет большой выборки в деке – «дерева» просто не хватает!
Продолжение одноименной статьи, посвященной гитарным моделям, о которых можно смело сказать «Сделано в СССР», появится на страницах сайта в свокром времени.
Что-то насчёт скудности звука “Стеллы” я не согласен – http://www.youtube.com/watch?v=16Q8-0ug6XM
Если захотите увидеть как выглядит настоящая “Стелла”,а не та что представлена на вашем фото,посетите сайт “Советские гитары”.