В американской глубинке штата Миссисипи в небольшом городе Итта Бена 16 сентября 1925 года на свет появился Райли Би Кинг. Его детство нельзя назвать простым. Юный Райли жил не только с мамой, но и бабушкой. В молодые годы юноша пропадал на полях с хлопком и в местной церквушке, где пел псалмы. В Индианолу, находящуюся в центре южной части США – в самой дельте Миссисипи, он перебрался в 1943 году.
Музыка в стиле кантри, знаменитые еще в то время исполнители – Лонни Джонсон, Ти-Боун Уокер, короли джаза Джанго Рейнхардт и Чарли Кристиан оказали большое влияние на творческие пристрастия Кинга. Дабы встретиться со своим кузеном – Буккой Уайтом, который был блюзовым гитаристом, Кинг отправляется в 1946 на пару месяцев в Мемфис. Почти год Уайт учил своего нетерпеливого юного родственника всем премудростям игры на гитаре. После недолгого нахождения в Индианоле, где в очередной раз Кинг поссорился с супругой Мартой, молодой человек снова отправляется в Мемфис. Но на сей раз едет он туда надолго.
Через некоторое время музыку Райли транслируют в концерте, проходящему во славу Мемфиса, на радиостанции WDIA. Поначалу у Кинга был псевдоним – “The Peptikon Boy”,затем он сменил его на “Beale Street Blues Boy”, а уже после Райли заменил его на “Blues Boy”.
Звездным годом для Райли стал 1949-й. Музыкант записал первые четыре своих произведения для Jim Bulleit’s Bullet Records, а позднее студия RPM из Лос-Анджелеса подписала с ним контракт. Последующие два года Кинг живет в Мемфисе, где пишет огромное количество треков для RPM.
“Three O’Clock Blues” – это самый первый римт-энд-блюзовый хит, появившийся в 1951 году на YMCA в Мемфисе, ставший национальным. Коллегами Райли в этом городе тогда стали барабанщик Эрл Форест, вокалист Бобби Блэнд и пианист Джонни Эйс. Во время работы по продвижению трека “Three O’Clock Blues” Кинг занимался музыкой с группой Эйса, которая была больше знакома под именем Beale Streeters.
Уже в 1950х годах Райли становится главным автором треков ритм-энд-блюза. Кинг, появившись в первых строках хит-парадов свыше 20 раз, стал записывать свои произведения только для RPM в Лос-Анжелесе, а также для ее последователя компании Kent. Райли стал автором так популярных треков, как “Every Day I Have the Blues”, “Please Love Me”, “Whole Lotta’ Love”, “When My Heart Beats like a Hammer”, “You Upset Me Baby”, “Woke Up This Morning”, “You Know I Love You”, блюзовые баллады в романтическом стиле “Ten Long Years”, “Sneakin’ Around” , “Sweet Little Angel”,“Bad Luck”, песню “On My Word of Honor”, написанную в духе “Please Accept My Love” и “Platters”. Игра у Райли стала наиболее заостренной и агрессивной, что оказывало огромное влияние как на новичков, так и уже на более маститых исполнителей.
В 1960 году старое произведение Джо Тенера “Sweet Sixteen”, которое исполнил Райли, стало мощным бестселлером. Треки “Partin’ Time” и “Got a Right to Love My Baby” тоже пользовались подобной популярностью. Компании “Kent” с трудом удавалось удерживать такую яркую личность как Кинг около себя. В итоге в 1962 году Райли стал сотрудничать с фирмой ABC-Paramount Records, выпускавшей таких звезд, как Фэтс Домино, Рэй Чарлз и Ллойд Прайс.
В знаменитом чикагском театре “Chicago” музыкант в ноябре 1964 года выступает со своим новым альбомом “Live at the Regal”. Его потрясающее исполнение имело колоссальный успех, альбом стал настоящим произведением искусства исполнения блюза. В том же году на радость поклонникам на свет появляется еще один хит – песня “How Blue Can You Get”, которая стала самым важным произведением в его коллекции.
По прошествии двух лет, в 1966 году треки “Paying the Cost to Be The Boss” и “Don’t Answer the Door” стали во главе первых десяти строчек в хит-параде ритм-энд-блюза.
1969 год подарил гитаристу звание суперзвезды на мировом уровне – это произошло после выступления Райли с произведением Роя Хопкинса “The Thrill Is Gone”. Песня стала ярким пятном среди однообразных треков тех годов, выделяясь сильным вокалом, потрясающими немного печальными партиями скрипки. И поклонники осознали, что Кинг в силах исполнять песни и не только в духе ритм-энд-блюза.
Райли Кинг стал чуть ли не единственным блюзменом, который занимал верхние строчки хит-парадов в 70-е годы. Это происходило потому, что гитарист не боялся экспериментов. В Филадельфии в 1973 году музыкант попробовал записать несколько произведений – “I Like to Live the Love” и “To Know You Is to Love You”, которые обладали ритм-секцией, подобной хитам O’Jays и Spinners. В 1978 году Кинг стал сотрудничать с молодежной группой “Crusaders”, дабы создать великолепный фанк-шлягер “Never Make Your Move Too Soon”, а также веселую мелодию “When It All Comes Down”.
Выступления Райли Кинга продолжительное время дарят счастье слушателям. Бывало так, что он в год мог дать больше 300 выступлений. Райли постоянно создает альбомы в студиях. Диск “Blues Summit”, созданный в 1993 году, стал похожим с музыкальным стилем прошлых лет, того времени, когда Райли выступал дуэтами с такими звездами, как Etta James, Koko Taylor, John Lee Hooker, Fulson. 1999 год стал годом выпуска еще одного популярного альбома “Let the Good Times Roll: The Music of Louis Jordan”.
Мгновенно узнаваемый стиль исполнения Кинга, его знаменитая вибрирующая трель, которую он освоил в Мемфисе у своего родственника Букки Уайта, делают его знаменитым среди гитаристов современности. Следует сказать, что если добавить потрясающий вокал Райли, то получится известный и влиятельный блюзмен за все послевоенное время. Нет никаких сомнений в том, что Кинг останется королем блюза еще многие годы.
Предлагаю вашему вниманию краткое добабление к этой статье. А именно, историю знаминитой гитары Б.Б.Кинга по имени Люсиль.
Вы можете даже опубликовать эту добавку, вставив её в статью
————
Зимой 1949 года Б.Б.Кинг играл в городе Твист, штат Аркканзас.
Клуб представлял собой деревянный сарай, и для отопления внутри использовались бочки с керосином, в которых разводился огонь. В те времена это было стандартной практикой. Во время концерта двое парней затеяли драку, опрокинув такую бчку. Мусор и щепки на полу загорелись и вскоре клуб был охвачен пламенем. Люди стали бежать, устраивая давку. Б.Б.Кинг тоже вначале побежал, а потом вспомнил что забыл свою гитару. Он вернулся, рискуя жизнью, пробегая через огонь что бы забрать свой $30-ти долларовый инструмент. В последствии он узнал что драка была из-за девысйки по имени Люсиль.
Б.Б.Кинг так и назвал гитару из-за которой рисковал жизнью. И Все свои последующие гитары он стал так называть.